Среда, 08.05.2024, 22:03

"ВРЕМЯ"  -  газета города Горловки 

Приветствую Вас Гость | RSS
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Гороскоп на каждый день
Любовный гороскоп
Бизнес и звезды


«"ВРЕМЯ" газета г.Горловка» на Яндекс.Картах


"СТИРОЛ" остановился, но экологическая ситуация лучше не стала            

На протяжении многих лет горловчане считают, что концерн СТИРОЛ является главным загрязнителем нашего города. Вот уже два месяца как остановились все крупнейшие подразделения этого предприятия и были прекращены любые выбросы вредных веществ в атмосферу. Если бы  СТИРОЛ являлся источником той опасности, какую ему приписывает молва, то после остановок заводов по производству аммиака, карбамида и аммиачной селитры показатели постов наблюдения должны были отметить резкое снижение концентрации некоторых примесей, например, аммиака. Но вот парадокс! Статистика указывает обратное.  Официальные данные Горловской лаборатории наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Донецкого регионального центра по гидрометеорологии (см. Таб №1, №2, №3) сообщают, что датчики почти не заметили остановки СТИРОЛА. Прошу обратить внимание на аммиак, основной продукт, который производит концерн. Как видим, если и наметилось снижение, то минимальное. В сентябре по сравнению с августом содержание аммиака в воздухе снизилось только на одну десятую -  с 2,0 до 1,9. То есть предельно допустимая норма была превышена без малого в два раза.  А СТИРОЛ, напомню, стоит.

Пока рано утверждать, что доля концерна в общем количестве содержания аммиака именно так мала, для этого необходимо проследить всю динамику от начала года, когда предприятие стабильно работало (в марте ПДК в Горловке составляло 2,9, а в феврале – 3,0 – Таб. №3), затем  сравнить месяцы, когда СТИРОЛ приостановил работу основных заводов с периодом возобновления производства. Это возможно сделать в ближайшем будущем, но уже и сейчас понятно, что концентрации веществ  повышенного класса опасности, таких как фенол и формальдегид, не зависят от деятельности данного предприятия. Мало того, сравнивая показатели в августе и сентябре с.г., мы видим, что по этим двум примесям они  только возросли. В любом случае этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Теперь пару слов об основных экологических проблемах Горловки

     Первое: научный факт – не менее 50% всех выбросов в мегаполисах происходит от городского и транзитного автотранспорта.  Данные медицинских НИИ свидетельствуют, что показатель раковых заболеваний коррелирует с выбросами выхлопных газов в городах с интенсивным дорожным движением. В нашем городе отсутствует объездная дорога  - вот о чём необходимо всем кричать во весь голос! Из-за того, что не проложили 17 км дороги, горловчане вынуждены дышать отравой, извергаемой двигателями внутреннего сгорания  чужих машин.  Через Горловку  проходит дорога международного значения М-04 (Е-40, Е-50),  по которой автомобили везут товары из стран Европы к государственной границе с Россией. Это только западно-восточное направление. Ещё учитывайте постоянное движение с юга на север и наоборот.  По данным главного управления статистики в  2012 году объем выбросов вредных веществ от автотранспорта в Горловке составил 10 тыс. 859 тонн! Правда, здесь нас обошли и Мариуполь, и Макеевка, где соответственно 17,7 и 13,7 тыс. тонн, не говоря уже о Донецке – 46 тыс. тонн. Кроме того, в Горловке на 1 января 2013 года насчитывалось 47 автозаправочных станций,  добавляющих свой вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Я уже обращал внимание на то, что у нас фиксируется большая концентрация бензаперена (1 класс опасности). Так вот, концентрация этой примеси напрямую зависит от количества автотранспорта, а также деятельности угольных и металлургических предприятий.  

    Второе: не решена в полном объеме проблема утилизации опасных отходов бывшего Горловского химзавода. Мононитрохлорбензол вывозят-вывозят, а всё вывезти не могут, не говоря уже об отравленной земле, могильниках за территорией завода (11 600 тонн, из них 37% - органика, это 4 222 т МНХБ и других токсических веществ), остатках взрывчатки (тротила) и шлаковых отвалов сульфатов. У нас под боком хранится около 300 тыс. тонн породы, отравляющей природу. Наличие в городской черте такого крупного предприятия, как ПАО «КОНЦЕРН СТИРОЛ»  несет потенциальную угрозу горловчанам. Августовские события высветили необходимость своевременного оповещения горловчан о любых нестандартных ситуациях на производстве и необходимости восстановления городского проводного радио – универсального средства оповещения об авариях и выбросах. Не решен вопрос ликвидации отвалов,  хвостохранилищ и рекультивации земельных участков бывшего Никитовского ртутного комбината.

    Третье:  из-за того что Гидрометцентр в Горловке установил минимальное количество датчиков, у громады отсутствует возможность полноценного контроля  экологической ситуации в регионе.   Согласно ГОСТу  в зависимости от численности населения устанавливается не менее 3-5 стационарных постов на 200 – 500 тыс. жителей. В населенных пунктах устанавливается один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5 – 5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнений.  Согласно этому ГОСТу только между СТИРОЛОМ и жилмассивом  «Комсомолец» должно быть оборудовано не менее трех постов, а с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнений, так и все 30. Как можно судить о выбросах, если нет  правдивых данных о загрязнении окружающей среды? Такое понятие как экологический аудит промышленных предприятий в нашем городе отсутствует как таковой. Где внимательное аргументированное освещение данной проблемы средствами массовой информации? Где ежемесячные публикации о  выбросах в газетах и на сайтах? Почему никто из местных журналистов не удосужился составить  правдивый рейтинг главных загрязнителей Горловки? Любопытный пример. В 2001 году выброс только от Углегорской ТЭС составил около 118 тыс. тонн, что в 59 раз больше, чем выброс СТИРОЛА. Более того, из промышленных предприятий только СТИРОЛ установил Автоматизированную систему контроля окружающей среды (АСКОС) и в реальном времени публикует показания  содержания аммиака, стирола и пр. Остальные, как требует законодательство, отделываются публикациями количества предполагаемых выбросов в газетах с маленьким тиражом. Думаю, пока мы не выясним, кто больше всех нас  травит, каков фактический уровень загрязнения в центре города и в парковых зонах, насколько он отличается - и отличается ли вообще? – нам будет сложно предметно поднимать вопрос о мероприятиях по экологической безопасности Горловки.

      Четвертое:  на стадии решения находится строительство полигона ТБО пос. Октябрьский. К сожалению, в 2013 году из-за отсутствия финансирования из намеченного местной властью ничего не сделано. Остро стоит вопрос строительства и реконструкции канализационных сетей, сооружений очистки хозяйственно-бытовых стоков.

      Пятое: не решается проблема ликвидации или озеленения терриконов, которые являются главными источниками пыли, а также влияния шахтных горных подработок на состояние городских зданий и сооружений, коммуникаций и дорог. Здесь же можно упомянуть проблему выхода метана на поверхность, в подвалы домов и канализационные коммуникации - всего в Горловке насчитывается 15 скважин.

     Шестое: отсутствует ответственность руководителей крупнейших предприятий перед горловчанами по данному вопросу. Только бывший директор ГП «Артёмуголь», а ныне народный депутат Украины А.Д. Гончаров, Председатель Правления ПАО «КОНЦЕРН СТИРОЛ» С.Н. Павлючук и директор ООО «Никитртуть» М.И.Ханин всегда были открыты для конструктивной работы, касающейся  решения экологических проблем, как на своих предприятиях, так и в городе.

  Проблемы обозначены, теперь необходимо указать способы их решения. Мне кажется, наиглавнейшее в данной ситуации средство – полная открытость, прозрачность и регулярная публикация точной, проверенной информации о состоянии атмосферы и содержании в ней вредных веществ. Когда язва будет всем видна, быстро найдутся лекарства для её «лечения». И здесь не обойтись без увеличения постов наблюдения для характеристики распределения концентрации примесей в воздухе. С такой инициативой выступал недавно  Председатель Донецкой облгосадминистрации А.В. Шишацкий, но пока дальше разговоров дело не тронулось.  Если не получится  установить новые посты, необходимо приобрести  передвижную лабораторию, при помощи которой можно было бы постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды.

В следующем своем материале я подробнее остановлюсь на способах решения проблемы экологии в нашем городе, проанализирую изменение показателей вредных примесей на протяжении года, а также подробнее расскажу о влиянии некоторых веществ на организм человека.

В.Г. ЮЩЕНКО,

начальник департамента экологической безопасности ВГОНР в Донецкой области,

помощник-консультант народного депутата Украины А.Д. Гончарова,

Заслуженный врач Украины

Яндекс.Метрика
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Друзья газеты
    в соцсетях




    Сайт городского головы


    РЕФБЕК

    Яндекс.Метрика